Теория Игр

Я прочитала все выпуски Полигона

Ворнинг: данный опус несёт исключительно субъективное мнение о ролевом движении и участниках процесса. Информация получена путём изучения печатных материалов, разговоров у костра и долгих пыток.

Итак, позади почти 50 выпусков ролевой газеты «Полигон». И я чувствую себя несколько странно.

Во-первых, немного представлюсь для понимания картины. Я родилась в 1998 году, мне 22 года, 3 из которых я посвятила ролевым и настольно-ролевым играм. И с самого начала моего пребывания в сообществе клуба “Дракона в кубе” я слышала незнакомые имена и воспоминания об играх, на которых мне никогда не суждено было побывать (по понятным причинам).

Я прочитала все выпуски Полигона, изображение №1

Эти рассказы отсылали к временам магическим, существовавшим для меня в контексте фильмов нулевых, раннего MTV и длинноногих мадам в автозагаре и миниюбках. Слушались эти рассказы в соответствующей романтической обстановке: ночь, полигон, гитара и прочие сопутствующие к отличной истории.

Я прочитала все выпуски Полигона, изображение №2

А затем ко мне в руки попали старые выпуски газеты, которые Инди любезно передал мне в пользование. Долгое время до них банально не находилось время, пока однажды меня не торкнуло издать зин на 10-летие клуба и я погрузилась в ресёрч.

Я прочитала все выпуски Полигона, изображение №3

Погружу и вас, ибо насколько мне известно, довольно многие молодые мастера и игроки не читали «Полигон» и даже ничего не слышали про него. Итак, эта статья о путешествии во времени, каким я увидела тульский ролевой клуб «Магический треугольник» и какие выводы после прочтения сделала для себя.

Эпоха зарождения

Мысленно я поделила газету на 3 эпохи. Первая — с 1 по 12 выпуск (1994 — 1998 год). Очень уютные и «для своих» 4 странички газеты на желтоватой бумаге. Статьи и заметки подписаны никами, сама газета оформлена напечатанными чёрно-белыми фотографиями и небольшими комиксами. Газета выпускается явно для узкого круга читателей, чем-то напоминает текстовый блог из древней ЖЖ.

Я прочитала все выпуски Полигона, изображение №4

Выходит довольно полезная рубрика «Школа бойца», правда в эпоху господствующего протектированного оружия многие советы сильно устарели.

Я прочитала все выпуски Полигона, изображение №5

Игры проводятся и в привычный нам тёплый период, и зимой, что в нынешних реалиях кажется несколько диким. Девяностые, что поделать.

Я прочитала все выпуски Полигона, изображение №6

В пятом выпуске поднимается довольно важная проблема — нехватка кадров для выпуска газеты. И могу сказать одно — ничего за 20 лет не поменялось, народ всё также валит в Москву.

Я прочитала все выпуски Полигона, изображение №7

А вот и анонс знаменитых ХИ — хоббитских игрищ, данный формат игр считается почти прародителем ролевого движения России.

Я прочитала все выпуски Полигона, изображение №8

Также в Полигоне печатается типично газетный формат: кроссворды, юморески, стихи и фотоотчёты с полигонов.

Я прочитала все выпуски Полигона, изображение №9

И объявления, конечно же.

Я прочитала все выпуски Полигона, изображение №10

(Денис, если тебе всё ещё нужна фанера, давай вкинусь, мне тоже надо)

И именно в эту эпоху Полигона начинает зарождаться удивительный жанр: срачи.

Они впоследствие будут выведены под рубрику “Мнение”, “Глас редактора” и “Проблема”, но при первом прочтении претензии мастеров вызвали у меня приступ истерического хохота, потому что мастера просили:

  • прийти на игру
  • писать заявки
  • не одеваться на игру в штору
  • не напиваться в умат
  • отыгрывать персонажа
Я прочитала все выпуски Полигона, изображение №11

Вау, просто вау. Когда-то и такие очевидные правила вызывали у игроков вопросы. Если честно, мне тяжело представить, что существует некий игрок в вакууме, который подобных требований не выполняет в 2021 году.

Я прочитала все выпуски Полигона, изображение №12

А “Глас редактора” из выпуска в выпуск просит присылать материалы и грозится, что из-за недостатка статей газета перестанет выпускаться. Однако, впереди ещё 30 номеров, поэтому страхи редактора не оправдались. К 14 номеру бумага с газетной сменилась на привычную нам белую А4, издание обрело нового редактора и несколько переработало свою структуру.

Эпоха вопрошания

С 14 по 30 выпуск (2002 — 2004 год) наступила новая эпоха. Состав клуба расширился, у издания появились постоянные авторы, я выделила вот этих ребят:

Андрей Грахов
Илья Стёпин
Алексей Гарагатый
Светлана Ковальчук
Марина Привалова
Оксана Стёпина (+ иллюстраторка)
Илья Карпов (+ иллюстратор)

Эти же авторы продолжат писать и в финальной эпохе газеты. Аркадий Мерзляков (основатель клуба), как я могу понять, несколько отошёл от активного продвижения роле- тематики в рамках издания, но остался в постоянных авторах, регулярно принимал участие в мастерении и вёл клуб фехтования.

В газете появляются постоянные рубрики, что значительно упрощает навигацию. Вот финальный их список на момент 47 выпуска:

Я прочитала все выпуски Полигона, изображение №13

Рубрику Менельвагор отмечу особо, потому что все 50 выпусков я читала стихи и воображала менестрелей на солнечной лужайке, которые поют о историях и древних героях… ну не суть.

Почему же “Эпоха вопрошания”? В этот период в газете довольно большое пространство занимает вышеупомянутая рубрика “Мнение” (и “Проблема”, где вообще в выражениях не стеснялись), где игроки и мастера поочерёдно обличают старые как мир косяки и тех, и других. Я объяснила засилье срачей в издании тем, что на момент 2000-х не у всех был компьютер, чтобы бугуртить в привычных нам чатиках и форумах, поэтому формат взаимных наездов многих полностью устраивал. Но меня как читателя эта рубрика несколько утомила выпуску к 20-му, а к 30-му начала раздражать.

Выяснения отношений, споры о том, кто “тру”, а кто не “тру”, претензии и предзнаменования скорейшей смерти клуба и движения в целом.

К чести обсуждающих, встречаются и действительно интересные темы, как например вечное “должна ли девушка драться” и выходящая из этого вопроса статья “Леди-рыцарь”.

Я прочитала все выпуски Полигона, изображение №14

Искренне советую ознакомиться с ней в 19 выпуске, к сожалению, вопрос и в 2021 году актуальности не теряет. Далее последовала череда реплаев, что даже редактор решил отметить их в рубрике.

Я прочитала все выпуски Полигона, изображение №15

Однако прогресс по сравнению с тем же 98 годом налицо. На арену выходит монументальная “Джарта” — серийная фентези ролевая, которая стабильно собирает народ. Пользуются популярностью и исторические игры, особенно выделяется тематика рыцарства, японика и римский период (мне совершенно непонятно, почему). Из экзотики — иранской тематики игра “Шахнамэ” и начинающие зарождаться техно-ролёвки.

Мастера активно собирают обратную связь и составляют сводные таблицы по каждой игре и по движению в общем.

Я прочитала все выпуски Полигона, изображение №16

Отчёты об играх приобретают более литературный характер и становятся полноценной прозой. Советы мастеров по боёвке и проведению игры в целом я бы вырезала и сохранила отдельно, читать их было действительно интересно. Также на страницах начинают появляться авторские иллюстрации.

А затем происходит странное. Срачи на три страницы исчезают совсем, и с 38 выпуска (примерно) газета приобретает свой окончательный вид.

Эпоха возрождения

После 30 выпуска клуб приобретает окончательную символику и постоянную шапку газеты.

Сначала такую:

Я прочитала все выпуски Полигона, изображение №17

А затем такую:

Я прочитала все выпуски Полигона, изображение №18

Эта эпоха официально моя любимая, и большинство избранных выпусков будут оттуда. На несколько номеров газета становится тематической, каждый выпуск раскрывает определённый вопрос или сеттинг. Концентрированный материал по теме, однозначный плюс.

В газете начала появляться манга! Ребята отрисовали полноценную сюжетную историю и подробно рассказывают о ней в 36 выпуске, там же можно найти ссылки на фулл (сорри, куар кодов ваших тогда не печатали).

Я прочитала все выпуски Полигона, изображение №19

Присутствуют и фановые зарисовки о буднях фентези персонажей и ролевиков (43 выпуск).

Я прочитала все выпуски Полигона, изображение №20

Иллюстрации теперь не только занимают обложку, но и украшают большую часть газеты. Мелькает реклама “Комкона” и издания “Моё королевство”.

Помимо непосредственно обсуждений механики, антуража и сеттинга появляется и сопутствующий материал. Так в 48 выпуске был проведён опрос, что вдохновляет игроков и мастеров. Мы также слушаем “Мельницу” и играем в Морровинд, всё хорошо.

Я прочитала все выпуски Полигона, изображение №21

Цены поражают, как же тогда охренели мастера.

Я прочитала все выпуски Полигона, изображение №22

Однако проскальзывают и довольно тревожные нотки, особенно сравнивая с тем, сколько игр в год заявляется.

Я прочитала все выпуски Полигона, изображение №23

Рубрики становятся регулярными, игры анонсируются, ролевая жизнь кипит… и на 49 выпуске газета заканчивается.

Ни прощального номера, ни очевидных признаков скатывания — ни че го. Возможно, просто не все выпуски были отсканены, но что-то мне подсказывает, что это окончательный тираж.

Итоги

Что мы имеем? «Полигон» родился вместе с ролевым движением в Туле и клубом «Магический треугольник» и был своеобразной летописью игр и сборищ. Народ довольно часто собирался на ролёвки, при этом НРИ активно не освещались. Старички любят вспоминать про игры каждые две недели, но могут ли ролёвки начала 2000-х посоревноваться в качестве с нынешними?

Я считаю, что подобного ритма в реалиях 20-х уже быть не может. Ролевое движение изменилось, изменилось и отношение к полигонным играм. Они стали дороже, масштабнее, на антураж и подходящее окружение тратится довольно большая часть бюджета, а игрокам уже не нужно напоминать, что на игру следовало бы заполнить заявку и одеться подобающе.

Все срачи перетекли в чатики, им больше не осталось места в печатных изданиях, дискуссии проводятся на фестивалях и открытых микрофонах.

А что с роле- движением? Не умерло, конечно, и ничего с ним не случится. Пока есть молодая кровь и старички, готовые помочь в обучении и проведении игр, клуб будет жить. Правда с 2011 года “Магический треугольник” трансформировался в “Дракон в кубе”. но суть от этого не поменялась.

А что с “Полигоном”? Формат хоть и довольно ламповый, но морально устаревший. На 10-летие “Дракона в кубе” мы планируем выпустить целый зин, где будем активно развивать тему ролевого олдскула и его трансформации. Сохраним и преумножим лучшее, по крайней мере постараемся.

А что… что дальше? А дальше только игры. Героика и эпос, сказочные миры и суровая реальность. То, ради чего мы здесь собрались. То, почему мы вместе.

P.S. С выпусками Полигона можно ознакомиться на сайте МГ «Распад» (http://www.raspad-tehno.net/Region/press.html), но в процессе изучения были отсканены утраченные номера (7-11 выпуски) и брошюры «Всякая всячина» (1-8 выпуски, предвестник будущего полноценного издания). Дополненную версию издания можно найти на моём гугл диске: https://drive.google.com/drive/folders/1NB7oCGN0lBUrTnTTU3AtwmRprV1M49y7?usp=sharing

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *